Представление собственного инновационного опыта

Тема научно-методической работы.
Компетентностный подход в обучении младших школьников.
Актуальность и перспективность опыта.
Присоединение России к Болонскому процессу определило официальное утверждение компетентностного подхода (К-подхода) как одного из ведущих методологических оснований модернизации отечественной системы образования. К-подход как мировая образовательная тенденция изначально разрабатывался для высшей школы. Однако принцип преемственности уровней образования определяет необходимость формирования компетентностей на всех этих уровнях. В связи с этим особое внимание уделяется начальному образованию, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент, который может стать основой для последующего системного формирования образовательных компетентностей.
Практическая значимость результатов заключается в разработке и экспериментальной проверке дидактических материалов, на основе которых проектируется новая образовательная практика в начальной школе, способствующая формированию образовательных компетентностей младших школьников. Успешность реализации обеспечена изданием практико-ориентированных монографий, учебных пособий для учащихся и методических рекомендаций для учителя, серии статей в специальных журналах для педагогов начальной школы.
Концептуальность.
Решение проблемы реализации компетентностного подхода в начальной школе необходимо начать с описания концепции компетентностно-ориентированного обучения, ядром которой выступает ряд теоретических положений (идей), определяющих реальные возможности и границы его применимости в начальном общем образовании.
Первое – идея интеграции компетентностного подхода с существующими дидактическими подходами.
К-подход интегрировал в себе основные компоненты современных подходов к образованию, а именно:
– востребованные в жизни знания, умения, навыки (предметоцентристский подход);
– педагогически адаптированный социальный опыт в изменяющемся культурно-историческом контексте (культурологический подход);
– проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося (личностно-ориентированный подход);
– осуществление продуктивной деятельности школьника в учебных и социальных ситуациях (деятельностный подход).
Второе – идея актуализации целостного комплекса ключевых, межпредметных и предметных компетенций.
Ключевые компетенции − целостная система универсальных, надпредметных знаний, умений, навыков. Межпредметные компетенции определены нами как синтез знаний и умений из разных разделов одного предмета, разных учебных предметов и / или специально не рассматриваемых в отдельных учебных предметах, объединенных единым связующим стержнем (объектом, темой…). Предметные компетенции формируются в рамках отдельных учебных предметов, они необходимы для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включают узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
Третье – идея сочетания традиционного и компетентностного путей формирования компетентностей. Возможно использование двух направлений усвоения учебного материала учащимися:
 а) традиционным путем: от теории к практике (при условии мотивации обучаемых в ходе теоретического изучения материала);
б) компетентностным путем: от практики к теории (как идеального механизма запуска процесса формирования компетентностей).
Четвертое – идея описания дидактических условий реализации компетентностно-ориентированного обучения младших школьников.
Для формирования у младших школьников образовательных компетентностей трех уровней необходимо:
1) использовать ресурсы каждой из имеющихся видов образовательной деятельности учащихся: урочную, внеурочную и внеклассную;
2) осуществлять проектирование учебных материалов: а) с учетом полного цикла применения знаний, б) содержащих учебные ситуации компетентностного типа;
3) отдавать приоритет в использовании учебных материалов практико-ориентированного характера;
4) активизировать в учебном процессе компетентностно-ориентированные методы обучения: метод ситуационного анализа, проблемный, практический, экскурсионный, проектный;
5) осуществлять проектирование и реализацию межпредметных курсов;
6) организовывать проектную деятельность учащихся;
7) осуществлять проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося и обеспечить ее педагогическое сопровождение.
Своеобразие и новизна опыта заключается в следующем:
1. Охарактеризован компетентностный подход, под которым понимается стратегическое направление развития всех компонентов системы образования (целей, содержания,  методов, форм процесса обучения, показателей результативности), имеющее практико-ориентированную и результативно-целевую направленность с целью формирования у учащихся образовательных компетентностей.
2. Раскрыто содержание ключевых понятий исследования – «образовательная компетенция» и «образовательная компетентность». Под образовательной компетенцией понимается требование к образовательной подготовке ученика, выраженное в описании  результатов образования. Образовательная компетентность− это комплексная характеристика личности школьника, проявляющаяся в демонстрации оптимального уровня решения вопросов в определенной учебной области, а также в практической деятельности и социальной сфере.
3. Определен комплекс организационно-педагогических условий, способствующий эффективной реализации модели компетентностно-ориентированного обучения в практике начальной школы, предполагающий подготовку учителей к обучению учащихся на основе компетентностного подхода, мотивирование педагогов администрацией школы к реализации идей К-подхода в обучении школьников, осуществление целостного процесса формирования образовательных компетентностей учащихся в рамках урочной, внеурочной и внеклассной деятельности, разработку и реализацию научно-методического обеспечения компетентностно-ориентированного обучения.
4. Разработаны критерии и показатели результативности усвоения компетентностно-ориентированного учебного содержания младшими школьниками. В качестве критерия выступает сформированность компетентностей трех уровней: ключевых (в рамках исследования – учебно-познавательной компетентности), межпредметных, предметных (в рамках исследования – естественнонаучной и математической компетентностей). Показателями результативности усвоения компетентностно-ориентированного учебного содержания явилось применение умений: планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей, осуществлять анализ и синтез объектов, использовать знаково-символические средства, решать задачи с недостающими и избыточными данными, осуществлять демонстрацию явлений, изготавливать модели объектов.
Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическую базу опыта составили:
·     философские течения – прагматизм (У. Джеймс, Д. Дьюи) и экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр); философское осмысление сущности компетентности как одного из способов бытия человека (О. С. Анисимов, Дж. Равен); системный анализ (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, А. С. Рыков) как методологический инструмент в исследовании структурных элементов компетенции и компетентности;
·     подходы к содержанию образования: культурологический (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), личностно-ориентированный (О. С. Газман, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), деятельностный (П. Я. Гальперин, В. С. Леднев,), контекстный (А. А. Вербицкий), компетентностный (А. Л. Андреев, В. И. Байденко, В. А. Болотов, А. Б. Воронцов, С. Г. Воровщиков, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, W. Hutmacher, P. Kirschner, D. Rychen);
·     теории: учебных задач  (Г. А. Балл, А. К. Артемов), проблемного обучения (В. Т. Кудрявцев, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), учебника (В. П. Беспалько, Д. Д. Зуев, А. И. Уман,), поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), учебной деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Дусавицкий);
·     исследования в области частной дидактики начальной школы: теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков), положения о возрастных возможностях усвоения учебного материала младшими школьниками (Т. П. Богданец, Г. И. Вергелес, В. Ф. Ефимов, RDunn);  разработки, посвященные проектной и исследовательской деятельности школьников (И. И. Джужук, Е. Н. Землянская, И. А. Колесникова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, К. Н. Поливанова, М. Б. Романовская, А. И. Савенков);
·     педагогические и психологические исследования в области начального общего образования: положение о зоне ближайшего и актуального развития ребенка в контексте культурно-исторической теории развития личности (Л. С. Выготский); концепции: развития начального образования (Н. Ф. Виноградова, С. А. Котова), формирования универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская); положения о сущностных особенностях современного детства (Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман).
Ведущая педагогическая идея состоит в выявлении и разработке целевых ориентиров, концептуальных положений, дидактических принципов, методов обучения, способов предъявления содержания учебного материала и диагностического инструментария, обеспечивающих обучение младших школьников на компетентностной основе.
Оптимальность и эффективность средств.
Экспериментальной базой исследования явились: МОУ «Лицей № 4», МОУ «Гимназия № 20», МОУ «Гимназия № 12», МОУ «Лицей №43», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
В работе использованы: метод экспертных оценок; обсервационные (открытое и косвенное наблюдение) и диагностические методы сбора информации (анкетирование, индивидуальное обследование, метод диагностирующих заданий); педагогический эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных.
Результативность опыта.
Результатом многолетней работы по исследуемой проблеме стало создание ряда авторских монографий и учебно-методических пособий для учителя и учащихся начальной школы, направленных на формирование образовательных компетентностей младших школьников:
1.  Дубова, М. В. Компетентностный подход в общем образовании: генезис, категориальный аппарат, модель реализации : монография / М. В. Дубова. – Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 124 с.
2.  Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников : практ. пособие для учителей начальных классов / М. В. Дубова. – М. : Баласс, 2011. – 80 с.
3.  Дубова, М. В. Компетентностные задачи в начальной школе: технологический аспект : учеб. пособие для вузов / М. В. Дубова, С. В. Маслова. – М. ; Саранск : МАНПО, Мордов. гос. пед. ин-т, 2011. – 202 с.
4.  Дубова, М. В. Не только математика: межпредметный факультативный курс. 2 класс : учеб.-метод. пособие для учителя / М. В. Дубова, С. В. Маслова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 98 с.
5.  Дубова, М. В. Не только математика: межпредметный факультативный курс. 2 класс : учеб. пособие для учащихся / М. В. Дубова, С. В. Маслова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 74 с.
Возможность тиражирования.
В настоящее время издательством «Русское слово» (г. Москва) готовится к изданию учебно-методический комплект Дубовой М. В. И Масловой С. В., состоящий из учебного пособия для учащихся начальной школы (2 – 4 классы) и методических рекомендаций для учителя. Дидактический материал учебного пособия для учащихся представлен в виде связанной единым сюжетом пары − компетентностной задачи и проектного задания, − обеспечивающего продолжение работы над задачей во внеклассной деятельности в рамках исследовательского проекта.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.

Информационный поиск в сети Интернет показал, что идеи организации компетентностно-ориентированного обучения в начальной школе, изложенные в многочисленных публикациях Дубовой М. В., активно используются в разработке программ внеурочной деятельности множеством общеобразовательных учреждений РФ. Перечислим только некоторые из них: МАОУ «СОШ № 55» и МБОУ «Гимназия № 11 им. С. П. Дягилева» г. Перми, МОУ «Сотнурская СОШ» Республики Марий Эл, МОБУ  «Гимназия  №6»  г. Сочи, МОБУ «Лицей №5» г. Челябинска, МОУ «Морткинская средняя общеобразовательная школа» пгт. Мортка Ханты-Мансийского автономного округа, Петергофская гимназия императора Александра II г. Петергоф (Санкт-Петербург), МКОУ «Кейзесская средняя общеобразовательная школа» Седельниковского муниципального района Омской области, МАОУ «Давыдовский лицей» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий